Александр Елеуков
"Концепция прекрасного "
культовое эссе

1. Что такое красота?

2. Что такое прекрасное?

     Гиппий. Прекрасен и горшок, если он хорошо сработан, но в целом все это недостойно считаться прекрасным по сравнению с кобылицей, девицей и со всем остальным прекрасным.

     Прекрасное - категория эстетики, в которой находят отражение и оценку явления действительности и произведения искусства, доставляющие человеку чувство эстетического наслаждения, воплощающие в предметно-чувственной форме свободу и полноту созидательных и познавательных сил и способностей человека во всех областях общественной жизни: трудовой, социально-политической, духовной.
     В кругах основанной в 1907 году организации Deutscher Werkbund, было сформулировано понятие gute Form. Хорошая, удачная форма объявлялась мерилом всякого человеческого творчества. Не функция, не материал, не техника, а именно форма. Форма стала неотъемлемой частью художественной культуры. Именно в это время эстетика машины начинает вытеснять обязательную в Европе еще со времен ренессанса классическую концепцию прекрасного.
     Но что говорить о форме, если мы почитаем красивыми и черные волосы, и золотые, и карие глаза, и синие, и курносый носик, и прямой? Зачем нужны длинная шея и ровные зубы? Что ими, проволоку грызть?.. Если красота - это совершенство, то почему заурядная лань красивее самого совершенного крокодила? Или суть в том, что живем мы в эпоху постмодернизма, основная черта которого - отсутствие единой концепции прекрасного.

     АЕ. Пусть будет так. И отвечать тут следует так: Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом. И прекраснейший горшок безобразен, если сравнить его с девичьим родом. Не так ли, Гиппий?
     Гиппий. Конечно, Александр, ты правильно ответил.

     Сущность прекрасного заключается в симметрии, мере, гармонии частей, в определенных количественных соотношениях. Подлинно прекрасное существует не в чувственном мире, а в мире идей. В реальной действительности, доступной чувственному восприятию, царит многообразие, здесь все изменяется и движется, нет ничего прочного и истинного. Лишь возвысившийся до созерцания мира идей в состоянии созерцать действительно прекрасное.
     Поскольку прекрасное носит сверхчувственный характер, то оно постигается не чувствами, а разумом. Способом постижения прекрасного является не художественное творчество и не восприятие художественных созданий, а отвлеченное умозрение, некое состояние интеллектуального экстаза.
     Прекрасное, будь то животное или любая вещь, должно не только иметь части свои в порядке, но и обладать не какою попало величиной: прекрасное заключается в величине и порядке, вследствие чего ни чрезмерно малое существо не могло бы стать прекрасным, так как обозрение его, сделанное в почти незаметное время, измельчается в мгновение, ни чрезмерно большое, так как обозрение его совершается слишком длительно, но единство и целостность его теряются для обозревающих, например, как если бы животное имело десять километров длины.
     Человеческая красота - понятие еще более субъективное. Один при взгляде на девушку застынет как пред мадонной рафаэлевой, другой же лишь пробурчит: «Кто тебя с огорода-то отпустил? Без тебя ведь там грачи все склюют!»
     Но бывают и случаи, когда множество людей в один голос говорят о красоте человека. Понятно, что здесь мы имеем дело со стереотипом красоты. Горбатый, колченогий, с длинными ушами или короткими ногами - это некрасиво. А 90-60-90, голубые глаза, тонкие пальцы, стройная осанка - это красиво. Такие шаблоны не статичны. Сравните, к примеру, "моду" на рубенсовскую комплекцию эпохи Возрождения и стремление советских женщин 50-х годов походить на Л.Гурченко с талией в 46 см в "Карнавальной ночи".
     И все же в подлинной красоте есть какая-то общая и вечная тайна. Это относится не только к человеку, а и к животным, и к природе. Почему нам всем снежный барс нравится больше, чем гиена? Почему всем приятнее смотреть на закат над рекой, чем на каменистую пустыню, хотя и то и другое для природы естественно.

     АЕ. Слушай дальше. После этого, я хорошо знаю, тот человек скажет: Как же так, Александр? Если станут сравнивать девичий род с родом богов, не случится ли с первым того же, что случилось с горшками, когда их стали сравнивать с девицами? Не покажется ли прекраснейшая из девиц безобразной? Не получится ли здесь того же самого, как тогда, когда ты говорил: Из людей мудрейший по сравнению с богом покажется обезьяной, и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному? Ведь мы должны признать, Гиппий, что самая прекрасная девица безобразна по сравнению с родом богов.
     Гиппий. Кто стал бы этому противоречить, Александр!

     Прекрасное - категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Kак эстетическая ценность, прекрасное отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что оно связано с определенной чувственной формой и обращается к созерцанию или воображению; в отличие от утилитарно-полезного, восприятие прекрасного носит бескорыстный характер.
     К примеру: Аполлон Егорович Кузякин родился в 1970 году в селении Верхние Чушки. Мальчик с раннего детства чувствовал свое особое предназначение. Мама Аполлона хотела, чтобы ее сын стал актером, она была убеждена, что во всем мире не найти человека прекрасней ее единственного сына. Однако, красота - понятие относительное. Если бы большинство людей были в основных чертах схожи с Аполлоном Кузякиным, то его внешность можно было бы взять за эталон, а внешность остальных людей рассматривать как ту или иную степень приближения к эталону. Если у Аполлона Кузякина длина носа, умноженная на длину ушей, деленная на ширину рта плюс высота лба, деленная на массу тела, равны 2.72, то именно эту величину мы вместе с мамой Кузякина должны были бы принять за эталон красоты и назвать 1 аполлон [1Ап].
     Однако, если красота относительна, и понятие о ней чисто субьективно, то почему вся рижская средняя школа номер 33 знала, кто такая Таня Н. из нашего класса? Глаз не оторвать было от ее лица. Ее невозможно было испортить ни замотаной косынкой, ни ватником. Предположим, что дело здесь в форме. По классификации, которая соотносится с геометрическими формами, есть лица овальные, круглые, квадратные, прямоугольные, ромбовидные, треугольные конусом вверх и конусом вниз. Идеальным и самым красивым считается овальное лицо, близкое к форме яйца. Идеальному лицу подойдет любая гладкая или пышная прическа. Круглое и квадратное лицо (шар, квадрат) нуждаются в коррективах. Чтобы приблизиться к идеальному, нужно сузить лицо с боков стрижкой "каре" или распущенными волосами, они прикроют щеки и углы нижней части лица. Открытое лицо с гладко зачесанными волосами будет казаться еще больше, шире, объемнее. А если черты лица оставляют желать лучшего, то такому лицу, как говорят французы, "нужна листва". Ведь голый ствол не так красив, как обрамленный кроной.

     АЕ. А тот человек засмеется и скажет: Ты помнишь, Александр, о чем я тебя спрашивал? Помню, - отвечу я, - о том, что такое прекрасное само по себе. Но ты, - скажет он, - на вопрос о прекрасном приводишь в ответ нечто такое, что, как ты сам говоришь, прекрасно ничуть не больше, чем безобразно. Похоже на то, - скажу я. Что же еще посоветуешь ты мне отвечать, друг мой?
     Гиппий. Именно это. Ведь он справедливо скажет, что по сравнению с богами род людской не прекрасен.

     Что такое прекрасное? Очень красивое. Прекрасное должно быть величаво. Прекрасное всегда прекрасно. Это более совершенные комбинации чего-то, может быть каких-то особых условий нашей жизни, а главное - это вехи, которые поведут нас дальше. Поэтому будем стремиться во всём следовать этим прекрасным вехам, и я уверен, что многие из нас обретут то счастье, которое идёт по следам этих вех.
     В русском языке, как, впрочем, и в самих вещах, существует различие между “красивым” и “прекрасным”. Суть различия тут в этой самой приставке “пре”, указывающей на превосходство. Прекрасное - это больше чем просто красивое. Как это возможно? Ведь красота - это совершенство, взаимосообразное единство частей, идеально соответствующих друг другу. Больше чем совершенство - такого не бывает! И это верно - на сто процентов. Но то, что называют прекрасным, может быть и чем-то большим, чем эти самые сто процентов. Красота совершенна, прекрасное избыточно. Оно ослепляет, заполняет собой всё, заставляет видеть себя даже там, где его нет.
     Прекрасное не просто прекрасно. Оно ещё и отвлекает внимание от уродливого и безобразного. Как от окружающего, так и от того, что содержится в нем самом. Поэтому прекрасное - не обязательно совершенное, в нём может быть множество дефектов; они просто не видны, они меркнут и тушуются в его сиянии.
     Красота любит, чтобы видели ее, а прекрасное не любит, чтобы на него указывали пальцем. Красота открывает нам что-то важное простыми средствами. Смотрите, как легко зажечь свечу, и как трудно понять, что такое огонь. В этом одно из свойств красоты: таинственная глубина простого и очевидного. Всё красивое лаконично и ёмко, естественно и оригинально. Лаконичное легко запомнить, емкое много дает, естественное поучительно, оригинальное побуждает к творчеству.
     Как легко звучат пушкинские стихи, как легко танцует балерина, как легко играет великий пианист - легко, как птица в небе, как рыба в воде. Все совершенное обладает видимой простотой и легкостью. Красота имеет отношение к совершенству. Стремление к совершенству, к красоте и гармонии есть стремление к божественному, к тому первоначалу мира, через которое создано всё: и гармония космоса, и совершенство микромира, и красота храмов, и гениальная простота заповедей и аксиом.
     Когда человеческая душа видит прекрасное, она представляет себе рай, восхищается, стремится к Богу. Если душа онемела, человек стал невосприимчивым к прекрасному - это признак духовного кризиса. Мы заняты, мы думаем не о прекрасном, а о том, что наши дела плохи, жена дура, дети идиоты, и в какой ужасной стране мы живём.
     В созерцании прекрасного, если оно действительно чисто, не существует никаких эгоистических мотивов, и человек полностью освобождается от "я". Когда вы ищете совершенствования, вы забываете себя во имя творимого вами, вы отрешаетесь от эгоизма, и в этом самоотречении заключается один из видов прекрасного. В музеях вы видите много анонимных произведений искусства. Имя, как лист отсохший, унесено вихрями времени. Но живет прекрасное, оно лишь умножается временем. Имя может пережить художника на несколько веков, но творение может жить тысячелетия. Истинно, самоотречение является одной из форм прекрасного.

  Фотографии
  Александра
  Елеукова,
  Санкт-
  Петербург,
  лето,
  2003 год

3. Красиво ли прекрасное?
4. Почему прекрасное не всегда красиво?
5. Пять признаков красоты прекрасного
6. Пять несоответствий между красивым и прекрасным
7. Культ красоты или культ прекрасного?
     Об авторе. Культовая эссеистика Александра Елеукова и воинствующее эстетство

Богатырь (Париж)
"Просодия"
песни по мотивам поэтической антологии русского зарубежья (1920-1990)
с избранными местами из географической карты Европы (flash, по состоянию на декабрь 2003 года)

1. ПАРИЖ, ЛОЗАННА, КЕЛЬН
по мотивам стихотворения О.Ильинского «Зашли в кафе»

2. БЕГСТВО
по мотивам стихотворения Амари

3. НАШ КРАЙ
по мотивам стихов Марины Цветаевой

4. В БЕРЛИНСКИХ УЛИЦАХ
слова В.Ходасевича, с незначительными изменениями

5. ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ
слова В.Андреева

Заказывая журнал при помощи нашей службы онлайнового заказа, вы получаете возможность ознакомиться со всеми материалами журналов, как с теми, которые представлены на нашем сайте, так и теми, что не вошли в интернет-версию журнала в связи с большими объемами мультимедиа-файлов.

К оглавлению номера
На главную страницу